Велобутылкинг, или отчет о плавании по Сите (3-4 июля 2010 г.)
Rudolf
Участники: Rudolf, Антон.
Идея сплава по реке на плоту из бутылок приходила в голову многим людям. В Интернете достаточно много информации о таких проектах, вплоть до того, что кто-то сделал из бутылок целый плавучий остров. И однажды такая идея посетила и нас. Было это года 2 назад, мы обсудили варианты конструкции, сошлись во мнении, что если и будем сплавляться, то вместе с велосипедами, чтобы можно было обратно добраться до дома от места, куда мы приплывем. Но идея так бы и осталась идеей, если бы Антон не накопил большую кучу 5-ти и 10-ти литровых бутылок, которые нужно было срочно спасать от неминуемого выкидываемого на помойку - у него дома они уже не помещались на отведенных для этого местах. Год назад мы увезли их ко мне на дачу в Некрасовку, и теперь уже строительство плота было делом времени. И вот наконец-то удалось выкроить выходные, и мы отправились в путь.
Выбор реки для сплава был труден - с одной стороны мы хотели все-таки поплавать по Амуру, но без испытаний конструкции это было делом рискованным и поэтому было решено выбрать речку, впадающую в Амур, но небольшую, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до берега и спасти груз. Ну и ближайшей к Некрасовке речкой, пригодной для сплава оказалась Сита. Все остальные ближайшие реки были либо слишком мелкие, либо далеко. Ну и для старта выбрали место как можно выше по течению, но так чтобы можно было добраться туда по дороге. Последнее обстоятельство объясняется тем, что бутылки к месту старта было решено привезти на машине - все-таки почти 100 штук общим объемом порядка 600 литров. Такое место мы нашли недалеко от пос. Лесное - мимо полей по грунтовой дороге.
В субботу, 3 июля, в 19-00 мы погрузили бутылки в машину, в которой ехала жена Антона - Яна, а сами на велосипедах поехали налегке. Добравшись до полей, немного поплутали в поисках дороги к реке, при этом, немного потревожив работающих на китайцев и живущих в хибарках, стенами которых является натянутый полиэтилен.
Дорога пригодная для машины закончилась, не дойдя до реки примерно 500 метров, поэтому там мы выгрузили бутылки и часть элементов каркаса плота.
Яна поехала домой, а мы, нагрузившись бутылками, за 2 ходки отнесли все это добро к реке.
Пока донесли все вещи к реке, обнаружили, что довольно сильно проголодались и хотя в планах на субботу было начать сборку плота, мы поставили палатку и сварили поесть. Ну а после еды, разморенные и уставшие от дневных забот решили проснуться пораньше и собрать его утром.
Утром проснулись в 6-00, и несмотря на желание еще поспать начали сборку. Описывать словами придуманную нами конструкцию довольно сложно, лучше ее посмотреть на фотографиях. Сначала мы вязали бутылки в блоки по три штуки, и насаживали их на крестовину из палок длиной около метра.
Таких крестовин получилось четыре штуки. Они должны были располагаться на максимальном расстоянии друг от друга, чтобы повысить устойчивость плота. Далее из четырех стволов деревьев толщиной около 6 сантиметров связали пирамиду, к которой чуть выше уровня земли привязали горизонтальные балки из алюминиевого профиля (впрочем, вместо них можно было тоже использовать дерево, но конструкция получилась бы чуть тяжелее).
Ну и в конце к "ногам" пирамиды привязали крестовины из бутылок. Вот что получилось:
Пробные испытания показали, что конструкция достаточно устойчива и имеет хороший запас плавучести - бутылки были погружены в воду
менее чем наполовину. Сборка плота заняла у нас примерно около 3,5 часов.
Далее примотали велосипеды и прочий груз к каркасу, готовимся к спуску на воду. когда уже все было готово, и оставалось только запрыгнуть
Антону "на борт", от резкой нагрузки неожиданно случилась первая маленькая авария - одна из деревянных опор сломалась. Но мы не стали ее сильно чинить - привязали укороченную
опору к крестовине и поплыли с небольшим перекосом.
Итак - мы на воде. Первая эйфория от того что мы все-таки двигаемся постепенно утихла и мы обнаружили что течение у реки очень слабое,
поэтому приходилось работать веслами (тоже кстати самодельными).
Скорость несмотря на наши усили оставалось небольшой - от 1 до 2 км в час. Потихоньку мы привикли к подобной скорости и даже встречавшиеся
по пути заросли растущей из под воды травы не могли испортить хорошего настроения. Глубина реки кстати везде разная - от 30 см, где приходилось вставать и
тащить плот за собой продираясь через заросли водяной травы до полутора метров в заводях - там уже приходилось быть осторожнее, чтобы не упасть в воду.
Примерно в 2 часа дня, проплыв всего пару километров мы встали на обед, найдя очень подходящее для причаливания место.
Дальше характер реки стал меняться - она то и дело петляла в разные стороны и течение постепенно становилось сильнее,
и мы возможно доплыли бы дальше если бы не извечная напасть всех велосипедистов - встречный ветер. Он нас донимал даже здесь - в низине и среди деревьев.
А так как наш плот имел достаточно большую парусность приходилось тяжело - кое где порывы были настолько сильны что несмотря на помогавшее нам течение
и усилия прикладываемые к веслам нас относило обратно на несколько метров.
В определенный момент стало ясно, что бороться с ветром уже невозможно, да и время близилось к вечеру и мы решили закончить наше плавание так и
не добравшись даже до Благодатного. Общий километраж по воде - 4,5 км. Плот припрятали в кустах, а сами продравшись с великами сквозь кусты вышли на дорогу около какого-то карьера.
Дальше уже велосипедный путь до дома ничем особо интересным не порадовал, кроме того что большую часть пути ветер был все таки попутным, что позволяло держать более-менее неплохую
скорость. Кстати, по дороге мы останавливались около мостов через Ситу и заметили, что уже в районе Князе-Волконского река становится намного шире и течение там более сильное.
Так что продолжение заплыва обещает быть более динамичным.
Главную цель данного мероприятия мы достигли - получили много удовольствия и проверили конструкцию на прочность. В планах у нас добраться до Петропавловского озера и если оно не будет слишком мелководным, возможно длаже и до Амура. Но это будет уже совсем другая история...
Трек по воде: