Отчёт о поездке в Мухен 12.09.2009
Павел (Ыйо)
Я давно намеревался съездить в Мухен, сурово и далеко. Единственный вопрос - с кем ехать. Пока я знаю одного только человека, который гонял туда и согласен повторить маршрут - это Армен-Sonnestorm. К сожалению, Армен до сих пор не привёл в порядок байк после чигирей, а другие заядлые покатушечники тоже не проявили энтузиазма. Дело к осени, пришлось ехать одному.
Вечером перед стартом я получил смс от Кати (Raketka), что она тоже хочет ехать. Зная Катин стаж катаний, сильно удивился этому желанию проехать три сотни и предупредил, что она поедет не весь маршрут и только с попутчиком. Хорошо, на связь вышел Алексей - парень, с которым мы катаем по утрам - и спросил, как и во сколько мы выезжаем завтра. Всё удачно сложилось, нас набралось необходимый минимум, мы условились о месте и времени сбора.
Я выехал из дома в 5.30, дождался Катю на Большой и в 6 часов мы двинули по проспекту в сторону 1-го магазина. По пути к нам примкнул Алексей, потом мы свернули на ул. Аэродромную, только выехали за город, и тут я пожалел, что с нами нет jtraubа с прожекторами - дорога неожиданно стала отвратительно-разбитая - оказывается, мы сослепу въехали в Гаровку-2, когда нужно было её обогнуть. Остановились, спросили у проходившей мимо женщины как выехать на дорогу, потом проехали через КПП и покатили по шоссе. Немного светало, красное солнце медленно выныривало из-за горизонта, было свежо и тихо. Мы ехали не спеша, планируя свернуть на БАМовскую трассу через Благодатное, но случайно повернули не в ту сторону и в результате выехали на Князе-Волконское по комсомольской дороге, что прибавило нам лишний километраж к изначально запланированному.
Остановились возле моста через Ситу, разложились, завели разговоры о том, о сём, я перекусил домашним пловом на соевом мясе, который захватил в термосе, посидели и тихо двинули дальше. На БАМовской трассе останавливались пару раз, но постепенно набрали скорость и последнюю остановку сделали возле указателя на перевале "Мухен-Долми-Кругликово". Для Кати и Алексея это была половина пути, после чего их маршрут лежал через Кругликово домой. Мы немного передохнули, сделали фотографию на память и двинули до перекрёстка, где я попрощался с Катей и Лёшей. На часах было 12 часов, мы разъехались в противоположных направлениях.
Я поставил демпферы на ноль, приготовил сникерс перед тем как рвануть по гравийке без остановок до самого Мухена. 53 км жуткой трассы пролетел, стреляя камнями, меньше чем за 3 часа - мною горело желание покорить Мухен - такой неприступный для обычных байкеров. Подвеска благополучно поглотила все колебания, потери в скорости были относительно небольшие. По приезду обнаружил, что за всю дорогу, начиная от Хабаровска, осушил всего литр воды, хотя питьевой режим соблюдал регулярно.
Остановился посреди села, осмотрелся. Перестали шуршать колёса, кругом тишь да благодать, никто никуда не торопится. Вокруг леса, болота и горы. Посреди - обломок цивилизации. Старичок неторопливо погоняет корову, другой сидит на скамейке склонив голову. Дети, молодёжь гуляют под солнцем, не озабочены суетой. Можно заговорить с любым из них - люди настроены доброжелательно и проявляют живое любопытство. Пока закупался в магазине фруктами, на меня обратили внимание проходивший мимо парень и датый мужичок:
- Сергей, смотри - женщина! Велик видал какой? Из Москвы точно!
- Да она не женщина, дядь Вань. У неё голос не женский.
- Ну да, точно.
- Слушай, парень, ты откуда? Правда, из Хабаровска? Слушай, а ты, наверное, не куришь, да?
- Да, правильно, пускай катается, если хочет. Ну если человеку нравится.
- Ну ладно, давай, удачно тебе доехать. Пойдём, дядь Вань.
Не хотелось никуда уезжать. Что я забыл там, откуда приехал? Медленно прокатился по улицам Мухена, глядя по сторонам, присел на берегу озерца-котлована недалеко от моста через речку Немпта. Умылся чистой водой, разулся, достал фрукты, начал есть. Уже никуда не спешил. Так просидел полчаса, слушая шорох листвы, глядя на мелких рыб и свободный от всяких мыслей.
Конечно, выдвигаться надо, несмотря на неизбежность ночной езды. Во второй половине дня начался зной. Скинул футболку и в 16.20 расслабленный выехал на гравийку. Дорога назад мне показалась совершенно невыносимой (впрочем, я не слишком много потерял в скорости - проехал за 3.40): закатное солнце слепило глаза, встречный ветер обдавал пылью, поднятой проезжавшими машинами, колёса то и дело зарывались в гравий. Езда по грунтовке - не такое безмятежное занятие - постоянно приходилось выбирать полосу, свободную от камней. Часто ехал по встречке, лавировал туда-сюда, пропуская машины. Хотел проскочить шумный участок побыстрее и без пауз, однако нервное напряжение вынудило остановиться в тени на автобусной остановке. Перевёл дух, съел пару яблок, дал себе успокоиться. Проверил запасы воды - их оставалось меньше литра. На всякий случай зачерпнул в пустую бутылку немного болотной воды из ближайшей лужи (хорошо, она мне потом не понадобилась). Поехал дальше. Старался держаться тени деревьев, которые росли по мере движения солнца. Долгожданная прохлада, наконец, позволила увеличить темп.
Солнце застыло прямо перед глазами. Я уже был порядком деморализован и только видел свет в конце тоннеля. Внезапно показался щит, который невозможно было разглядеть против яркого света, но я сразу догадался, что это указатель долгожданного перекрёстка с БАМовской трассой. Счастье переполнило меня.
Какие-то две женщины сворачивались - видимо, днём продавали грибы на трассе и теперь собирались домой. Очень хотелось с ними заговорить, но я не знал, что спросить - в голове перемешались эмоции. Задал два глупых вопроса: "который час" и "как проехать на Ситу".
Дальнейший асфальт мне показался таким приятным и гладким, что я с трудом верил своему счастью. Я спокойно катил без всякого напряга и просто ловил кайф. Уже темнело, и тут после Ситы дорога мне преподнесла удивительный сюрпрайс - показалась знакомая гравийка. Я прикинул расстояние - ещё километров 30 до Кругликово. Такой облом, что просто зла не хватало. Делать нечего, покатил дальше. Хорошо, камней не так было много. Солнце село, и я зажёг налобный фонарик. Через 10 км. снова начался асфальт - я поблагодарил кого-то, не знаю кого. Останавливаться далее не мог, ибо заедали комары.
Приехал во Владимировку-Кругликово и сразу зарулил в забегаловку на повороте. Хозяин разрешил закатить вел внутрь, за что ему отдельное спасибо. Нужно было нормально поесть, а то от дорожных сникерсов уже порядком воротило - я взял их четыре штуки, но меня хватило только на три (в следующий раз нужно обдумать разнообразие в рацион). Заказал борщ, рис, блины с мёдом, бутылку воды. Когда поел, не хотелось никуда ехать - здесь тепло, уют, а там темнота, холод и ещё 50-60 км. трассы.
Передохнув, поехал с новыми силами. Останавливался через каждые 20 км. По пути отвечал на звонки, смс-ки - интересовались где и как я. Когда въехал в город, было такое чувство, будто вел - это то, на чём я всегда, а дом - всего лишь место для ночлега.
Прибыл в 2 часа ночи. Расстояние - приблизительно 290 км. У Ракетки по велокомпу - 177км. Всего выпито воды меньше трёх литров. Маршрут выдался не столько тяжёлым в физическом смысле, сколько в психологическом. Сложно отвлечь свои мысли от всяких вспышек слева и справа, шороха и тряски на протяжении долгих часов.
Некоторые выводы: обязательно пить и есть в дороге - даже если это тошнотворные сникерсы. Кстати сказать, если только пить, но не есть, то в конце нападает жажда и начинаешь хлебать в воду именно из-за её вкуса - кушать воду, запивая водой. По этой причине, расход воды в этот раз вышел сравнительно небольшой, так как баланс солей непрерывно восполнялся из шоколада. Задумываюсь над велоштанами - седло порядком натёрло пятую точку.
Алексей и Катя возвращаются через Кругликово: